Единственное украшенье — Ветка цветов мукугэ в волосах. Голый крестьянский мальчик. Мацуо Басё. XVI век
Литература
Живопись Скульптура
Фотография
главная
   
Для чтения в полноэкранном режиме необходимо разрешить JavaScript
GIDE André Paul Guillaume * ЖИД Андре
1869 - 1951

Один из самых авторитетных французских писателей периода модернизма, лауреат Нобелевской премии (1947), «за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

Гитлеровский посол во Франции бригаденфюрер Отто Абец говорил: «Во Франции есть три основных силы: банк, компартия и «Нувель Ревю Франсез» [La nouvelle revue française» - «Новый французский журнал», франц. лит.-критич. ежемесячник. Осн. в 1909 А. Жидом] 

Происходил из семьи состоятельных гугенотов с крестьянскими корнями. Его отец Поль Жид был профессором права Парижского университета, дядя Шарль Жид преподавал экономику, а мать, Жюльет Рондо, принадлежала к очень богатой католической семье. Фамилия писателя произошла от старинного протестантского рода, основатель которого, известный как пьемонтский Жидо, спасаясь от религиозных преследований, перебрался в конце XVI в. в Лангедок.

В детстве много болел, учился вмногочисленных частных школах, успехами и прилежанием не блистал. С раннего детства был не чужд мастурбации, о чём многократно упоминал. Однажды его выгнали из класса за то, что прямо на уроке он начал заниматься онанизмом. Ему показалось, что он сумеет сделать это незаметно для учителя и других учеников. Мать, плача, отвела его к врачу, и тот пригрозил мальчику, что кастрирует его, если что-нибудь подобное повторится. (читай: Если зерно не умрёт)
Мать воспитывала Андре по строжайшим протестантским правилам, которые среди прочего предусматривали знание наизусть Библии.
В октябре 1880 года, в возрасте 48 лет от скоротечной чахотки внезапно умирает отец, и его осиротевший сын остается на попечении матери, особы чрезвычайно умной, развитой и открытой, но в то же время непомерно набожной и пуританской. Овдовевшая мадам Жид с сыном покидают Париж и обитают некоторое время в Монпелье, где Андре чрезвычайно страдает от грубости школьных товарищей и переживает несколько нервных срывов. В конце 1882 года мать и сын перебираются в Руан, где тринадцатилетний Андре влюбляется в свою в то время почти шестнадцатилетнюю кузину Мадлен Рондо.

C 1889 года вёл обстоятельный дневник, который насчитывает более миллиона слов и отражает эволюцию взглядов писателя на протяжении последующих 60 лет его жизни; последний том дневника был опубликован за год до смерти писателя, в 1950 г.
В 1889 году Андре Жид принимает первое самостоятельное решение. Успешно сдав экзамены на аттестат зрелости, он записывается в Сорбонну на литературное отделение, начиная одновременно наведываться в некоторые литературные салоны.
Первые литературные опыты, появившиеся в печати, связаны с посещением «литературных вторников» в доме символиста Малларме [Стефа́н Малларме (Stéphane Mallarmé) - французский поэт, 1842-1898гг.].
В июне 1890 года молодой человек уединяется в шале неподалеку от Аннеси, чтобы писать книгу. Книга -- «Тетради Андре Вальтера» -- была написана, опубликована за счет автора и представляла собой длинное признание в любви кузине Мадлен.

По молодости он определял себя как протестант-ортодокс. Со своей кузиной, Мадлен Рондо, был поначалу религиозным единомышленником; бесконечное чтение и обсуждение Библии стало любимым занятием этих молодых людей. В 1891 г. он сделал кузине предложение и та его отвергла.
В Париже он познакомился с Оскаром Уайльдом.
Решающий поворот в мировоззрении произошел в 1893-94 гг., когда Жид, с целью лечения и профилактики туберкулёза, совершил путешествие в Северную Африку, по Тунису и Алжиру, где окончательно признался самому себе, что в сексуальном плане его привлекает не противоположный пол, а свой собственный. Как свидетельствуют биографы писателя, первый, опыт сексуальных отношений Андре Жид приобрел в 23-летнем возрасте после встречи с 14-летним арабским мальчиком по имени Али во время пребывания в Тунисе. Когда Али предложил себя Андре где-то прямо в дюнах недалеко от гостиницы, Андре вначале притворился, что раздумывает и не может решиться на связь с ним, но потом с радостью принял это предложение. Андре испытывает недомогание, заставляющее лишний раз задуматься о болезни, сведшей в могилу его отца, что не мешает ему предаваться чувственным наслаждениям в обществе мальчиков и платных жриц любви.
Мадам Жид, обеспокоенная болезнью сына, без предупреждения прибывает в Бискру. Очутившись в старинном монастыре, где квартировал сын, благочестивая мать без труда обнаруживает того в бывшей кардинальской постели, которую он делил на этот раз всего только с наемной жрицей любви, а не с нежным маленьким Али. Но и этого оказалось достаточно, чтобы разбить сердце несчастной матери. В 1895 г. она умирает.
Свое новое отношение к религии Андре Жид позднее выразит знаменитым афоризмом: «Нет разницы между Богом и собственным счастьем».
В 1895 году Жид совершает второе путешествие в Алжир, где вновь встречает Оскара Уайльда. Уайльд был на вершине успеха, пропагандировал идеи гедонизма, и сам вел соответствующий образ жизни. Для продвинутой молодежи, в том числе Андре Жида - Уайльд стал кумиром.
Когда Андре понял, что он педераст, юношеский онанизм уступил место взаимной мастурбации со своими новыми юными партнерами. Уже после смерти матери Жид долго и мучительно размышлял, пытаясь понять и однозначно определить сексуальную сторону своей личности. Долго он думал и по поводу того, может ли он жениться на женщине.
В 1895 г. он женится на Мадлен Рондо, своей кузине из Руана.
Женитьба изначально была (по согласию сторон) открытым браком. То есть Мадлен оставалась фанатичной протестанткой, а Андре перемежал её с партнерами обоего пола, продолжая при этом считать своей музой и выводить в своих книгах под разными именами.
В 1896 г. избирается мэром коммуны Ла-Рок, где у молодожёнов было имение. Он стал самым молодым мэром во Франции.
Впечатления от путешествий по Африке отражены в повести «Имморалист», увидевшей свет в 1902 году. Близкие отношения Жида с юным Марком Аллегре (впоследствии известным режиссёром) нашли отражение в романе «Фальшивомонетчики» (1925), который писатель воспринимал как свой magnum opus. Жид был частым гостем в семье Аллегре и вступил в гомосексуальную связь с Марком, когда последнему было 15 лет. После этого Андре поддерживал близкие отношения с Марком на протяжении ряда лет и весьма болезненно реагировал на сближение Марка с режиссёром Жаном Кокто.

Привлёк внимание критики сочинением в ритмической прозе «Яства земные» (фр. Nourritures terrestres, 1897), в котором рассматривалась романтическая идея «кочевничества». По художественному языку ранний Жид близок символистам.
В марте 1897 года молодая пара возвращается в Париж и обосновывается на бульваре Распай. А. Жид активно сотрудничает с журналом «Эрмитаж» и после публикации «Я обвиняю» Золя причисляет себя к лагерю сторонников Дрейфуса, не предпринимая, впрочем, политических эскапад.
В январе 1898 года молодые супруги вновь отправляются путешествовать, но они уже не столь неразлучны, как прежде. В то время, как Мадлен скучает в одиночестве в маленькой квартирке на римской пьяцца Барберини, Андре ищет чувственных наслаждений в объятиях юных мальчиков-натурщиков. «Демон вселился в меня», - скажет об этом позже ненасытный любовник.

В 1899-1907 годы -- стабильный и плодотворный период в творческой биографии А. Жида. Одна за другой выходят книги: «Плохо прикованный Прометей», «Филоктет», «Эль Хадж», «Письма к Анжеле», «Царь Кандавл», «Саул» и многие другие. Наибольшего шума удостоился «Имморалист» (1902). Супруги по-прежнему много путешествуют. Замок Ля Рок выставляется на продажу, вместе, вероятно, с полуфеодальным званием мэра-сеньора. В январе 1907 года Жид за пятнадцать дней пишет «Возвращение блудного сына». В 1908 году, вместе с Жаком Копо, Жаном Шлюмберже, Мишелем Арно и Анри Геоном, он начинает издавать журнал «La Nouvelle Revue Franсaise», который, вплоть до II Мировой войны остается главным французским литературным изданием.

В 1911 г. Жид начинает трактат «Коридон», где доказывал, что гомосексуализм — не психическое отклонение, а естественная форма человеческой сексуальности, свойственная наиболее культурно и эстетически развитым обществам, а также нашедшая отражение в величайших произведениях искусства (от Гомера и Вергилия до Шекспира и Микеланджело). "Коридон" публиковался анонимно, по частям, с 1911 по 1924 г. Коридон - это герой стихотворения Вергилия, древнеримского поэта. Публикация трактата во Франции в 1924 году спровоцировала общественный скандал. По мысли Андре Жида - разнополая (традиционная семья) это искусственно созданная и нежизнеспособная структура. В то время как более естественным и творчески продуктивным являются однополые союзы.
В 1912 году Андре Жид, страдая от тяжелой неврастении, отправляется для поправки здоровья в целительный Тунис, но, задержавшись в Марселе, сворачивает во Флоренцию и, воссоединившись в Пизе с другом-писателем Анри Геоном, ведет с ним «в продолжение десяти дней не сказуемо блудную жизнь».
В 1913 г. Марсель Пруст прислал в «Нувель ревю франсез» рукопись первого романа цикла «В поисках утраченного времени», однако Жид фактически заблокировал его публикацию, увидев в этом произведении не более чем «забаву светского дилетанта».
2 марта 1914 года Поль Клодель, оскорбленный «педерастическими» мотивами в «Подвалах Ватикана», опубликованных к тому времени в «La Nouvelle Revue Franсaise», пишет Жиду полное угроз письмо. Дружба, длившаяся пятнадцать лет, прерывается, а Жид выезжает в длинное путешествие в Италию, Грецию и Турцию, прервала которое только война.

В 1923 году у Жида от связи с Элизабет ван Рюссельберг родилась дочь Катрин, единственный ребёнок писателя.

Бывший протестант-ортодокс Андре Жид стал ярым гей-пропагандистом. Но это еще не все. Следующим увлечением писателя (после протестантизма и педерастии), стал марксизм.
В 1920-х гг. Жид совершил путешествие в Конго, во Французскую колониальную Африку. По возвращении - выступил против французской колониальной политики, в защиту угнетенного негритянского населения.
Увлечение Жида социализмом делало последнему хорошую рекламу в Европе. К 1930-м гг. Андре Жид был уже известной личностью, «властителем дум», влияющим на общественное мнение. В январе 1934 года Андре Жид и Андре Мальро прибывают в Берлин требовать у Геббельса освобождения из тюрьмы Г. Димитрова и других болгарских коммунистов.
В середине 1930-х годов, в обстановке захватывающего Европу фашизма, неоднократно выступал в поддержку СССР и посетил Союз. В СССР было издано собрание его сочинений и др. книги. Во время последнего приезда, в 1936 году писатель стоял в почётном карауле у гроба Максима Горького. Участник антифашистского конгресса писателей в Париже (июнь 1935), где произошла его встреча с Борисом Пастернаком, открывшим ему глаза на истинное положение дел в СССР.
Жид разочаровался в советском строе. В конце 1936 вышла его яркая книга «Возвращение из СССР» (фр. Retour de l’URSS), где критикуется отсутствие свободы мысли в СССР, жёсткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека; наряду с этим в ней немало тёплых слов по адресу простых советских людей, восхищения самоотверженностью строек и прочим. Содержание книги Жид тщательно скрывал вплоть до выхода в свет, и она вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Имя писателя (после официального разбора книги в «Правде») попало в СССР под запрет, его книги в СССР не издавались полвека, осудила книгу и часть левой интеллигенции на Западе, безоговорочно поддерживавшая Сталина, в том числе, Ромен Роллан и Лион Фейхтвангер.

17 апреля 1938 года умирает Мадлен. «Я немедленно понял, что теряя ее, я потерял и смысл жизни, и я больше не знал, зачем я живу», -- написал в дневнике убитый горем вдовец.

Потом последовала Вторая Мировая война, оккупация, он бежал сначала на Лазурный Берег (на территорию правительства Виши), потом в Тунис, откуда поддерживал Де Голля и его движение. После освобождения вернулся в Париж. Умер 21 февраля 1951 г., похоронен вместе с Мадлен

Жида называют «самым моральным из имморалистов» и даже причисляют к традиции французских моралистов, восходящей к XVII столетию. После мировой войны Жид отрёкся от нарциссизма, но продолжал ставить под сомнение все ходячие истины и унаследованные от предыдущего столетия воззрения.
Творчество Жида оказало огромное влияние на французских писателей послевоенного времени, а также на экзистенциалистов, прежде всего Альбера Камю и Жана-Поля Сартра.

Произведения на сайте:

Если зерно не умрёт
Коридон

© COPYRIGHT 2014 ALL RIGHT RESERVED BL-LIT

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

гостевая
ссылки
обратная связь
блог